- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва
Алексей Кафтанников, ЧТПЗ: Тест контролируемых сделок компании на наличие налоговых рисков ТЦО
11.07.2018
Моя заключительная четвертая колонка по ТЦО посвящена выявлению и оценке степени налогового риска контролируемых сделок при их планировании и реализации.
Предлагаемый механизм для такого прогнозирования – тестирование налогоплательщиком своих контролируемых сделок на наличие/отсутствие налоговых рисков. Для своевременного выявления таких рисков важно обратиться к рекомендациям ОЭСР. Причина в том, что хотя на территории РФ они необязательны к применению, налоговый орган для выявления потенциальных «клиентов» на проверку использует механизмы из этих рекомендаций.
Исходя из них, в ЧТПЗ выделили следующие зоны риска (тесты) в отношении сделок со взаимозависимыми лицами («красные маркеры» повышенного внимания):
Тест 1: ставка по внутригрупповым займам ниже ставки банковского депозита (альтернативного дохода) и/или ниже ставки привлечения денежных средств самим налогоплательщиком.
Тест 1.1: ставка займа всегда должна быть между ставкой размещения средств на банковский депозит и ставкой кредитования банком заемщика.
Источник информации: Данные компании, Банка России, база данных СПАРК («банковские кредиты»/«банковские депозиты»).
Тест 2.1: ставка предоставления займа должна быть не ниже ставки привлечения денежных средств первой организацией (при условии, что денежные средства привлечены у независимого лица).
Источник информации: Данные компании.
Тест 2.3: процентная ставка по долговому обязательству соответствует предельным интервалам (так называемым «безопасным гаваням»).
Источник информации: п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
Тест 2: компания выплачивает роялти (лицензионные платежи) от оборота, при этом фиксирует чистый убыток и/или несет существенные некомпенсируемые коммерческие расходы на продвижение НМА (скрытые роялти).
Источник информации: Данные компании.
Примечание: существенные коммерческие расходы, связанные с продвижением НМА, произведенной продукции, использующей НМА, некомпенсируемые лицензиаром, свидетельствуют о создании «маркетинговых НМА». Такие НМА требуют вознаграждения (не только компенсации понесенных затрат) или соразмерного уменьшения ставки роялти (пар. 6.38 Руководства ОЭСР).
Тест 3: компания совершает сделки с офшорными или низконалоговыми юрисдикциями (например, Швейцария или Люксембург), либо с контрагентами-субъектами пониженного (льготного) налогообложения, которые имеют текущие или накопленные убытки.
Источник информации: Данные компании.
Цель указанных критериев – индикация налогового мотива в искусственном переносе центра прибыли на контрагента. Законодатель обозначил эту цель в п.1 ст.105.14 НК РФ.
Тест 4: цены сделок существенно отличаются от рыночных индикаторов (биржевых котировок, котировок информационно-ценовых агентств), приведенных к сопоставимому базису, не учитываются принятые на рынки премии (за прямую доставку, качество и так далее).
Источник информации: Данные бирж, информационно-ценовых агентств, данные компании.
Примечание: согласно ст. 105.3 НК РФ сделки (в том числе между взаимозависимыми лицами) совершенные на бирже в режиме основных торгов автоматически признают рыночными. Котировки информационно-ценовых агентств на многих товарных рынках приняты за основу ценообразования.
Тест 5: рентабельность компании (в целом) существенно выходит за рамки рыночного интервала рентабельности потенциально сопоставимых компаний (не соответствует нормальной для отрасли).
Источники информации: Данные бухгалтерской отчетности (СПАРК и другие), данные компании.
Тест 6: компания систематически формирует убытки и таким образом имеет низкую налоговую нагрузку (в том числе относительно налоговой нагрузки других игроков данного рынка).
Источники информации: Данные компании, приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@.
Сделки/операции, обладающие перечисленными признаками и/или приводящими (в том числе потенциально) к возникновению данных признаков, в ЧТПЗ ставят на спецконтроль на всех стадиях их жизненного цикла:
-
при заключении договора сделка автоматически попадает в реестр налоговых рисков. По ней подробно прописывают деловую цель и экономическую причину ее заключения на определенных условиях. Для сделки строят коридор рыночных цен. Ее либо заключают в его пределах, либо по итогам года по ней производят самостоятельную корректировку налоговой базы на основе коридора;
-
в течение года на ежемесячной основе производят мониторинг соответствия цен по сделке/операции фактическим рыночным ценам/рыночным показателям рентабельности. В случае значительного расхождения плана/факта производят корректировку цен по сделке/операции;
-
если самостоятельную корректировку не производили, по сделке ежегодно готовят предусмотренную НК РФ документацию по ТЦО.
Ссылки по теме:
1. Рекомендации ОЭСР с изменениями 2017 года на английском языке доступны на сайте ОЭСР.
2. Рекомендации ОЭСР на русском языке можно найти на казахстанском правовом портале.
3. Изменения в рекомендации ОЭСР на русском языке доступны на сайте ФНС России.
Алексей Кафтанников, руководитель департамента по налогам ЧТПЗ
Практика применения законодательства по ТЦО:
-
Практика применения законодательства по ТЦО: как минимизировать налоговые риски
-
Риск признания внутригруппового займа инвестицией (вкладом в имущество): учимся на чужом опыте
-
ТЦО при доказывании/опровержении получения необоснованной налоговой выгоды
-
Тест контролируемых сделок компании на наличие налоговых рисков ТЦО
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии