- Колонка руководителя
- Корпоративные финансы
- Менеджмент и маркетинг
- Поездки
- Управление результативностью
- Финансы за пределами цифр
- Финансы и Менеджмент
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Как избежать профессионального выгорания?
29.09.2016
В разных странах были проведены исследования среди сотрудников финансового сектора. Проанализировав показатели, я понял, что лишь 20-30% финансистов во всем мире избегают синдрома выгорания. В России этот процент еще меньше. Но люди не обращают внимания на этот факт. Даже страховка от нетрудоспособности для финансистов стоит дороже, чем для представителей других профессий. Невольно задумываешься: почему?
На нас лежит ответственность за многие сферы деятельности компании: налоги, финансирование, бюджет, контроль, риски, анализ и множество других. Часто накладываются дополнительные задачи: контроль закупок, ИТ, работа с инвесторами, тарифами, страхованием. Кроме того, мы занимаемся организационными вопросами: обеспечением прозрачности работы компании, представлением верных данных акционерам, налаживанием дисциплины в компании и многим другим.
Цели финансистов характеризуются:
- цикличностью. Мы формируем ежеквартальные отчеты и ежегодно пересматриваем бюджеты;
- однообразностью. Отчеты, планирование, казначейские операции, риски, учет, проведение отсрочек и т. д. – все это монотонно и скучно;
- многофункциональностью. Перед финансистами стоит сразу несколько задач: всех контролировать; получить поддержку (хотя наши интересы часто не совпадают с интересами функциональных подразделений); обеспечить организацию проектов по эффективности;
- дефицитом креативности. Она в нашей сфере, как правило, снижена.
Что же делать? Действуйте согласно следующим правилам.
Правило №1: Выясните ожидания работодателя
Перед тем, как согласиться на новую должность или работу в новой компании, задайте работодателю главный вопрос: «А что вы от меня ожидаете?»
Я думаю, что немногие генеральные директора и акционеры готовы сразу на него ответить. Я задавал этот вопрос, но никогда не получал прямого ответа сразу. Хотя, на мой взгляд, этот ответ очень важен.
Часто бывает так, что владелец или акционеры компании уверены, что финансовый директор должен бороться за интересы компании, не интересуясь, обладает CFO необходимыми для этого инструментами или нет.
Мой совет такой. Спросите на собеседовании: «А что вы от меня ожидаете?». И не удовлетворяйтесь простым ответом: «Решения финансовых задач». Попытайтесь объяснить и помочь генеральному директору понять, насколько важен баланс между ожиданиями и путями для их достижения.
Также важно, чтобы прогнозы акционеров и генерального директора совпадали. Только в этом случае можно сформировать правильные и понятные для всех сторон задачи финансового директора.
Правило №2: Выберите то, что интересно лично вам
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что позиция CFO предполагает широкое поле деятельности, поэтому можно позволить себе расставить приоритеты и выбрать то, с чем интересно работать лично вам. Понятно, что невозможно успеть везде. Мне, допустим, нравится аналитика. Я получаю удовольствие, анализируя данные и принимая на их основе креативные решения, принося этим пользу компании.
Правило №3: Сформируйте команду
Никто не ждет, что вы в одиночку решите все проблемы. Для вас важно определить их и способы их решения. Конечно, для этого нужна команда. На мой взгляд, работа в команде подразумевает три важных момента:
- лояльность. Если вы можете положиться на своих сотрудников, если они вас поддерживают и решают вместе с вами все вопросы, то вас ждет успех;
- договоренности. Не забывайте сразу договариваться со своими коллегами и подчиненными о том, чего вы ожидаете от них, а они от вас. Эти задачи формируются на основе обсуждений с финансовым директором и акционерами;
- установление границ. Абстрагируйтесь от детальных задач. Сделайте для себя выбор и договоритесь с сотрудниками, в решении каких вопросов вы хотите участвовать, а какие они должны будут решать самостоятельно. Определение конкретной сферы деятельности позволяет сэкономить на ресурсах. Если сотрудники понимают свои задачи, то это обеспечивает повышение эффективности всей компании. Для себя вы тоже формируете границы, личное пространство и свободу для решения выбранных вопросов.
Правило №4: Не бойтесь новых вызовов
Каждому человеку нужны новые задачи, новые вызовы. Сфер деятельности, в которых мы можем работать, очень много. Почему бы не попробовать себя в чем-то новом? Работа с инвесторами, например, однозначно поддержит интерес к работе. Подумайте об этом.
Я думаю, что в современной России мало людей, желающих делать серьезные шаги вверх по карьерной лестнице. Но постоянное развитие просто необходимо для поддержания интереса к работе и к жизни в целом. Мне сейчас 45 лет, и у меня постоянно возникает вопрос: уже достаточно или попробовать еще что-то новое?
Правило №5: Достигайте успеха вместе с командой
Важно испытать чувство успеха. Оно компенсирует даже усталость на работе. Но успех не приходит сам, мы достигаем побед своим трудом. Конечно, изначально нужно решить: когда я хочу и когда я могу испытать чувство успеха, то есть определить цели. А потом вместе со своей командой стремиться к ним.
Ваша роль как руководителя очень принципиальна в достижении этих успехов, так как вы согласуете задачи. Естественно, без вас и команда, скорей всего, не достигнет поставленных целей. Но забирать все лавры себе тоже не стоит. Помните, что и вы без команды не достигните целей.
Правило № 6: Празднуйте успехи
Не забывайте праздновать успехи. Это очень важно. Подчеркивание того, что в вашей команде учатся и побеждают, очень сильно повышает вашу личную мотивацию.
Правило №7: Отдыхайте
В жизни важен баланс. Найдите увлечение, помимо работы. Судя по моему опыту, сколько бы вы ни вкладывались в работу, никто вам за это памятник не поставит. Когда вы уходите из компании, через две недели о вас забывают.
Давайте посмотрим на ситуацию немного цинично: у вас есть контракт, где определены обязанности, за которые компания платит вам деньги. Все. Вы можете ожидать благодарности за труд. И иногда она бывает, но это абсолютно не обязательно. В рабочем контракте не написано, что компания должна быть вам благодарна. Она лишь должна создать условия для работы.
Мой опыт подтверждает то, что очень важно, чтобы работа была неединственной задачей в жизни. Занятия, конечно, могут меняться в зависимости от возраста. Скорее всего, в начале карьеры будет сложнее, чем в остальное время. Но важен не только накопленный опыт работы, нужно еще что-то другое, что вызывает восторг: семья, хобби. Три или хотя бы две сферы из треугольника работа-семья-хобби должны быть в порядке. Допустим, работа и хобби или работа и семья. Если где-то проблемы, а у вас не на что переключить внимание, то появляется дисбаланс.
Также очень важны (а мы часто забываем об этом) границы рабочего времени. Сейчас многие компании на Западе в 18:00 отключают все серверы, включая их только в 8:00. К счастью, и в России в последнее время многие руководители и акционеры все лучше понимают важность определения рамок рабочего времени и отдыха.
Правило №8: Больше общайтесь
Договаривайтесь обо всех связанных с работой мелочах с руководителями, акционерами, своей командой. Обсуждайте с ними все детали. Общайтесь с ними как можно больше, тем самым поддерживая свой и их интерес к работе.
Ульф Баккмайер, заместитель генерального директора по финансам и экономике ПАО «Юнипро» (ранее - «Э.ОН Россия»)
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии