• Сегодня 15 марта 2025
  • USD ЦБ 85.57 руб
  • EUR ЦБ 93.61 руб
РЕКЛАМА АО «ПФ «СКБ Контур» ИНН 6663003127

Российский e-commerce: бурный рост сменяется осторожным оптимизмом

14.03.2025

Российский рынок электронной коммерции демонстрирует впечатляющие результаты за последние пять лет: с 2019 по 2024 год его объем вырос в 7,5 раз, достигнув 12,6 трлн рублей, пишут «Ведомости». Доля онлайн-торговли в общем объеме розничной торговли увеличилась с 5 до 23%, что свидетельствует о масштабной трансформации потребительского поведения. Движущей силой этого роста стали универсальные маркетплейсы, оборот которых за тот же период вырос в 20 раз, а их доля рынка – с 23 до 64%.

Однако, как показывает исследование консалтинговой компании «Яков и партнеры», эра гиперроста подходит к концу. Темпы роста маркетплейсов существенно замедлились: в 2024 году прирост оборота ключевых игроков составил всего 54%, в то время как ранее ежегодный прирост превышал 100%.

Это замедление объясняется несколькими факторами. По мнению Михаила Бурмистрова, гендиректора «Infoline-аналитики», свою роль сыграл эффект низкой базы, особенно заметный в 2024 году благодаря расширению рынка в малых населенных пунктах. Кроме того, дефицит логистической инфраструктуры, особенно остро ощущаемый маркетплейсами, стал серьезным сдерживающим фактором. Ограничение потребительского кредитования также повлияло на объемы продаж непродовольственных товаров.

Проблемы с логистикой особенно ярко проявились у Wildberries, где в 4 квартале 2024 года ряд продавцов столкнулся с трудностями в доставке товаров на склады и ростом логистических комиссий. Аналогичные, хотя и менее масштабные, проблемы наблюдались у Ozon и «Яндекс Маркета».

Таким образом, хотя российский рынок электронной коммерции продолжает демонстрировать значительный потенциал, период экспоненциального роста, похоже, остался позади. Дальнейшее развитие отрасли будет зависеть от решения проблем в области логистики, а также от макроэкономической ситуации и доступности кредитования. Инвесторам и участникам рынка следует учитывать эти факторы при планировании стратегии развития. В ближайшей перспективе стоит ожидать более умеренных, но всё ещё значительных темпов роста e-commerce в России.


Комментарии

Защита от автоматических сообщений