КОНФЕРЕНЦИИ
-
27-28 марта 2025 года
Москва -
2 декабря 2024 года по 27 марта 2025 года
Москва -
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва -
10-11 апреля 2025 года
Москва -
18 апреля 2025 года
Москва
Глава ФНС рассказал о ключевых проектах службы
27.11.2020
В январе 2020 года возглавившего правительство РФ Михаила Мишустина сменил на посту руководителя ФНС Даниил Егоров, его заместитель. В интервью «Коммерсанту» Даниил Егоров поделился итогами первых месяцев работы.
Тезисно рассказываем об основных изменениях и ключевых проектах в работе Федеральной налоговой службы.
· Информация, которой располагает ФНС, – это активы, имеющие значение не только для налоговых целей. У службы постепенно возникает новая функция – поставщик данных. Речь идет про обезличенные сведения, которые ФНС может системно поставлять в рынок, и они будут давать добавленную стоимость.
· Летом 2020 года ФНС впервые стала для компаний не институтом, который изымает налоги, а площадкой прямой господдержки. В этом проекте все было прозрачно: ясно изложены критерии, согласно которым компания получает либо не получает поддержку. Трудности с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (в организации может быть 30% деятельности одного рода по ОКВЭД, 30% — другого, и т.д.) можно преодолеть с помощью схем ИИ. Они внедряются в проект для глубокой аналитики наименований реализуемой продукции, следовательно, определяется вид деятельности налогоплательщика.
· Основная цель Федеральной налоговой службы – получить первичные данные налогоплательщика как можно быстрей (данные из первичных документов на операции). Налоговой службе важно убрать издержки передачи информации из пункта А в пункт Б и взять на себя непроизводственные издержки налогоплательщика. Эти издержки служба сокращает с 1990-х гг. По итогам 2019 года проверки МБ коснулись лишь одного налогоплательщика на 5 000. «Нам не нужны все данные, наша задача — попасть в те данные, которые помогут нам забрать на себя функцию по расчету налогов», – подчеркнул глава ФНС.
· Налоговое администрирование начинается на стороне налогоплательщиков – при совершении сделок между контрагентами. Поэтому ФНС приняла решение создать систему (в более широком смысле – культуру делового оборота), которая позволит всем компаниям России обмениваться электронными документами. В начале текущего года, еще до пандемии, налоговая служба инициировала исследование. Его задачей было определить, как реализовать проект для внедрения 100% электронного документооборота в сегменте b2b в России, какую ценность это может дать и кому. «Мы полагаем, что наш проект сэкономит для бизнеса около 3,5 трлн руб.», – подытожил Даниил Егоров.
· Нормативный этап данного проекта по ЭДО завершится в четвертом квартале 2021 года — должны быть подготовлены и в идеале приняты недостающие базовые нормативно-правовые акты в сфере ЭДО. За этим последует инфраструктурный этап до второго квартала 2022 года: аккредитация операторов, готовность доработок по новым форматам. Вместе с этим до третьего квартала 2022 года ФНС будет стимулировать передачу всех счетов-фактур в стране в диджитал-формате. До конца 2023-го служба планирует дать компаниям возможность обмениваться всеми электронными документами, закрывающими сделку. К осени 2024 года ожидается ЭДО отечественных компаний с контрагентами в зарубежных юрисдикциях.
· Такая система поможет исключить необходимость прямой коммуникации ФНС с налогоплательщиком: при правильном ее выстраивании налоговая служба будет обладать доступом к данным, которые обязательны для расчета налогов.
· «Когда мы дойдем до полного электронного документооборота и будем сами рассчитывать налоги, места для налогового мониторинга в таком режиме налогообложения не будет», – пояснил глава ФНС. Если ФНС все самостоятельно агрегирует, мониторить нечего. На сегодняшний день в системе налогового мониторинга 95 масштабных компаний, в 2021 году будет свыше 200 — это приблизительно 43% всех налоговых поступлений страны. Критериям при этом будут соответствовать 3800 организаций. Служба также разработала проект снижения критериев перехода на налоговый мониторинг: порог уплаты налогов понизится с 300 млн до 100 млн руб., пороги доходов и активов в год — с 3 млрд до 1 млрд руб.
· С 2021 года из 3-х ежегодных налоговых деклараций по имущественным налогам для организаций останется только одна — по налогу на имущество. Эта мера сократит количество представляемых деклараций на 1,1 млн. В результате выиграют и клиенты, и ФНС.
· Благодаря эффективному использованию данных ФНС также будет более отчетливо понимать, когда и какой инструмент соцподдержки запускать. Опыт в этом вопросе уже был получен этим летом при выплатах семьям с детьми. Система сработала автоматически, оперативно, не требуя похода по инстанциям.
· ФНС уже далеко ушла от системы «светофора рисков». Служба постоянно обновляет информацию о рисках, деловых операциях, моделях бизнеса, схемах ухода от налогов, и т.д., формируя депозитарий сведений о рисках.
· ФНС получила новую культуру уплаты налога. «У нас самый низкий налоговый разрыв по НДС за всю историю наблюдений — 0,43%. Уход от НДС перестал быть обыденным поведением — это для людей с очень серьезным аппетитом к риску», – заявил Даниил Егоров.
· Сегодня меняются требования граждан к власти: от правительств все чаще ждут действий как единого целого, а не разрозненных госструктур. Традиционная схема налогового пост-контроля и востребования документов расценивается как устаревшая, и проблемы налогоплательщиков нереально решить только диджитал-сервисами.
Узнать больше об изменении правил расчета и уплаты налогов в 2020 – 2021 году, новых рисках и тенденциях судебной практики вы сможете на Восемнадцатой конференции «Корпоративное налоговое планирование», которая пройдет 23-24 марта 2021 года в Москве.
Комментарии