КОНФЕРЕНЦИИ
-
19 марта 2025 года
Москва -
26 марта 2025 года
Москва -
27-28 марта 2025 года
Москва -
2 декабря 2024 года по 27 марта 2025 года
Москва -
2 апреля 2025 года
Москва -
8 апреля 2025 года
Москва
ФАС подозревает роботов в сговоре
07.09.2017
Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по борьбе с картелями в середине августа провело встречу с вендорами и ритейлерами электроники. Цель — обсудить программы для мониторинга и сравнения цен в интернете, так называемый парсинг. Об этом «Ведомостям» рассказали три участника встречи и подтвердили представители ФАС, «М.видео», «Связного» и «Ситилинка».
ФАС опасается, что широкое применение ценовых алгоритмов может привести к нарушению законодательства о конкуренции, передал через представителя начальник управления по борьбе с картелями службы Андрей Тенишев. В частности, чиновники подозревают, что роботы позволяют заключать и осуществлять антиконкурентные соглашения и незаконно координировать экономическую деятельность.
Программами, которые собирают и анализируют цены в
Кто именно из продавцов и поставщиков замечен в таких действиях, Тенишев не уточнил. Летом ФАС возбудила дело против «ЛГ электроникс рус», сообщало «РИА Новости»: ФАС полагала, что российская «дочка» LG использовала специальную программу для мониторинга цен ритейлеров для контроля за ценами на ряд смартфонов LG. Представители LG в России на запрос не ответили.
Участники рынка с опасениями ФАС не согласны. Программы сбора цен нужны лишь для автоматизации, сговориться с их помощью нельзя, уверен один участник встречи с чиновниками. С ним согласен его конкурент, также бывший на встрече. «Это современный инструмент изучения рынка, позволяющий заменить несколько человек, которые делали бы это сравнение вручную, обрабатывали и предоставляли информацию», — поясняет он. Кроме того, продолжает собеседник, факт сбора цен у конкурентов не значит, что ритейлер установит ту же стоимость. Как управлять ценами с помощью парсинговых программ, вообще невозможно представить, разводит руками сотрудник одного из вендоров. Кроме того, программы исследуют цены из открытых источников, у конкурентов нет доступа к программе друг друга, данные никуда не передаются, поэтому координировать цены с помощью роботов не выйдет, рассуждает еще один участник встречи с ФАС.
«Ценовая разведка — наша ежедневная практика, продиктованная требованиями рынка и нашим позиционированием сети с низкими ценами», — говорит генеральный менеджер «Ситилинка» Михаил Славинский. «Ситилинк» использует парсинг, он же — в основе системы ценообразования, добавил он: роботы позволяют сократить трудозатраты.
Цены в ритейле зависят от нескольких факторов, добавляет представитель «Связного»: от закупочной цены, расчетной доходности товара
Другой крупный продавец электроники в интернете — «Эльдорадо» — во встрече с ФАС не участвовало, но также использует роботов для сбора цен на рынке, рассказала представитель ритейлера Юлия Завьялова. С тем, что с помощью алгоритмов можно координировать цены, Завьялова не согласна, о таких случаях на российском рынке ей ничего не известно.
Некоторые продавцы электроники и вовсе не используют такие программы. Например, так поступает Inventive Retail Group (сети re:Store, Samsung и др.), говорит ее представитель Людмила Семушина: «У нас единое ценообразование с
ФАС решила привлечь участников рынка и создать рекомендации, как использовать ценовые алгоритмы, говорит Тенишев. Это призвано снизить риски нарушения антимонопольного законодательства, когда именно будут выработаны такие рекомендации, он затруднился сказать.
Представители Media Markt и «Вымпелкома» отказались от комментариев; их коллеги из «Мегафона» и МТС на запрос не ответили.
Узнать больше об опыте и планах ФАС вы сможете на конференции «Управление закупками и цепями поставок», на которой выступит Татьяна Басова, начальник отдела анализа и методологии правоприменительной практики Управления контроля электроэнергетики ФАС.
Источник: ВЕДОМОСТИ
Комментарии