• Сегодня 21 декабря 2024
  • USD ЦБ 102.34 руб
  • EUR ЦБ 106.54 руб
Конкурс и премия «Лучший ОЦО России и СНГ 2024»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Девятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет о Двадцатом международном форуме корпоративных казначеев (День 2)

09.11.2023

25-26 октября 2023 года в Москве в двадцатый раз прошел Форум корпоративных казначеев. Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о втором дне мероприятия.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Второй день форума начался со СПЕЦФОРМАТА: «Мировое кафе». В рамках первой секции состоялось несколько неформальных дискуссий. В каждом «кафе» за круглым столом собралось 8-10 участников форума и модератор обсуждения. После знакомства специалисты приступили к обсуждению заданной темы. Раунд обсуждения длился 30 минут, после чего участники переходили к следующей теме. На повестке дня было четыре темы:

  • «Работа с банками»: выбор банков-партнеров; системы прямой интеграции с банками; инструменты снижения расходов на банковское обслуживание
  • «ВЭД»: выбор банка для ВЭД; расчеты с нерезидентами в альтернативных валютах; хеджирование рисков
  • «Автоматизация процессов»: подготовка к автоматизации; выбор программных продуктов; «пакетное» решение vs собственная разработка
  • «Централизация казначейства»: предпосылки централизации; подходы к централизации; централизация vs передача процессов на аутсорсинг.

Вторая секция «Повышение эффективности управления денежными потоками и ликвидностью» началась с ИНТЕРВЬЮ НА СЦЕНЕ: Система корпоративных финансов Норникеля с Алексеем Лихановым, руководителем по корпоративным финансам, Норникель. Ведущая интервью: Ольга Утина, финансовый директор, ЕЦД «Рево Чардж Рус». Эксперт рассмотрел активности и планы по «замещению» закрывшихся западных финансовых рынков и рассказал про управление рисками и потребности российского рынка глазами Норникеля. Также Алексей акцентировал внимание на внедрении недолговых инструментов финансирования в новых реалиях и описал перспективы расширения практики использования ЦФА.

Далее кэш-менеджмент торгово-промышленной компании описал Павел Торопов, финансовый директор, Уральский хризотил. Он представил систему понедельного планирования БДДС и рассмотрел ДДС в разрезе статей и интеграции в учетную систему. Также Павел рассказал про автоматический овернайт и создание системы отправки денег. Новая политика БДДС в компании представляет собой:

  • БДДС с разбивкой по дням и статьям
  • Недельная система построения (неделя с пнд по вск)
  • Множество версий по глубине планирования
  • Многоуровневый контроль БДДС
  • Система контроля внесения изменений в БДДС
  • Перечисления заводам каждый день по потребности на день

Благодаря этому компании удалось поднять уровень контроля расхода ДС, повысить его прозрачность, создать аналитику изменений в БДДС и т.д.

Опытом оптимизации денежных потоков от клиентов, управления дебиторской задолженностью и автоматизации на базе учетных систем поделилась Наталья Стельмак, финансовый директор, BiBi. Спикер дала рекомендации, когда начинать контроль дебиторской задолженности, и объяснила, кто должен нести ответственность: финансы или продажи. Также Наталья поделилась, как построить онлайн-отчетность на базе отечественного ПО. Представляем 100% работающие подходы к контролю ДЗ, которые выделила спикер:

  • Думаем о долге до его образования = оздоровляем портфель долгов
  • Привлекаем смежные департаменты, а также своевременно привлекаем стороннюю помощь
  • Разные клиенты = разные риски = разные подходы. При этом, чем раньше понимаем риски, тем больше возможностей


Галина Монахова, заместитель финансового директора, Росагролизинг, рассказала о работе с госконтрактами с применением банковского и казначейского сопровождения. Она рассмотрела особенности казначейского сопровождения денежных средств в 2023 году и перечислила виды и условия банковского сопровождения. Также Галина описала нормативные правовые акты, регулирующие казначейское сопровождение в 2023 году. Казначейскому сопровождению в 2023 году подлежат, например, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В рамках третьей секции «Трансграничные расчеты и ВЭД» Артемий Ергин, руководитель отдела биллинга, Почтовая логистическая компания, поделился опытом оплаты логистических цепочек из различных регионов. Эксперт рассказал, как проходит адаптация международных расчетов группы к текущим ограничениям, и поделился сопутствующими проблемами и инструментами. Также он рассказал, с какими сложностями при этом столкнулись и к каким результатам пришли. Среди трудностей, например:

  • Затянутые процедуры KYC
  • Установка гео- и суммовых лимитов в обслуживающих банках
  • Открытие счетов с ограничениями (basic CNY accounts)
  • Ограничения на оплату в юанях из/в западные банки и из/в РФ
  • Наличие в цепочке бенефициаров «Российского следа»
  • Дополнительные комплаенс-запросы банков корреспондентов / заморозка средств

Четвертая секция «Оптимизация и автоматизация бизнес-процессов казначейства» началась с доклада Елены Степановой, главного эксперта департамента финансов, Россети Северо-Запад, «Автоматизация контроля исполнения бюджета при проведении платежей». Спикер рассмотрела бизнес-процесс проведения платежей как часть системы планирования и управления финансами и рассказала про управление платежными лимитами. Затем Елена обратила внимание на управление нормативно-справочной информацией (НСИ) при автоматизации процессов и отметила дальнейшие направления развития автоматизации в компании. Среди них, например, формирование факта платежей в единой автоматизированной системе Общества и интегрирование бухгалтерского учета в данную систему.


Про автоматизацию платежного календаря на базе ERP-системы для усиления контроля кассовых разрывов рассказала Татьяна Плохута, начальник отдела казначейства управления корпоративных финансов, Силовые машины. Она рассмотрела предпосылки для внедрения автоматизации платежного календаря и перечислила ее этапы: формирование кассового плана, сопоставление плана с фактом, контроль платежей. Затем Татьяна поделилась основными проблемами при внедрении и путями их решения. Также она отметила результаты и преимущества автоматизации платежного календаря. Это, например:

  • Повышение дисциплины и качества планирования
  • Оперативное формирование платежного календаря и факта в разрезе аналитик
  • Возможность предоставлять достоверную информацию в онлайн-режиме
  • Возможность сценарного построения прогноза на планируемый месяц

В завершение форума Татьяна Пчелинцева, финансовый контролер, Эйч Энерджи, поделилась опытом минимизации рисков в бизнес-процессах казначейства с помощью применения элементов контроллинга. Она перечислила инструменты, функции и актуальные вопросы казначейства и описала контрольные процедуры при проведении платежей. Также Татьяна рассмотрела динамику развития казначейской функции и рассказала про новую роль казначейства, которая включает в себя консультативный подход, бизнес-партнерство, углубление интеграции с другими бизнес-процессами, более точное прогнозирование денежных потоков с применением цифровых технологий и т.д.




Комментарии

Защита от автоматических сообщений