• Сегодня 23 ноября 2024
  • USD ЦБ 102.58 руб
  • EUR ЦБ 107.43 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://vk.com/cforussia

Артем Антаранян, Альфа-Банк: «Мы наблюдаем всё больший интерес рынка к дисконтированию аккредитивов»

01.06.2023

Артем Антаранян, Альфа-Банк: «Мы наблюдаем всё больший интерес рынка к дисконтированию аккредитивов»

Артем Антаранян, начальник управления продаж торгового финансирования, Альфа-Банк, рассказал CFO Russia, что такое дисконтирование аккредитивов, что оно дает заинтересованным сторонам и как выбрать цифровое решение для оптимизации работы с аккредитивами.

В чем суть дисконтирования аккредитивов и в каких целях оно применяется?

Дисконтирование аккредитивов – это финансовый инструмент, который позволяет поставщику получать оплату за свои товары или услуги раньше, чем это происходит при обычных расчетах. Процесс дисконтирования начинается с того, что покупатель открывает в обслуживающем банке аккредитив с отсрочкой платежа. Сразу после исполнения условий контракта продавец предоставляет в банк документы, подтверждающие факт поставки и, по заявлению, получает от банка досрочную выплату денежных средств, не дожидаясь платежа от покупателя по окончании отсрочки. Таким образом, продавец устраняет кассовый разрыв и снижает объём своей дебиторской задолженности, а покупатель получает комфортные условия расчетов и отсрочку платежа, при этом ни у продавца, ни у покупателя не возникает ссудная задолженность перед банком.

В последние годы мы наблюдаем всё больший интерес рынка к продукту: дисконтирование может быть востребовано в любых отраслях экономики, у любых компаний, которые хотят оптимизировать условия расчетов и сократить объем дебиторской задолженности. Нередко дисконтирование аккредитивов используется для внутригрупповых расчетов, что позволяет группе финансировать оборотный капитал без увеличения кредитного портфеля.

Какие дополнительные преимущества дисконтирование аккредитивов дает заинтересованным сторонам?

Дисконтирование аккредитива выгодно выделяется тем, что функцию финансирования данный инструмент сочетает с классическими преимуществами аккредитива – снижением рисков при расчетах. Ведь аккредитив является обеспечением надлежащего исполнения обязательств по контракту обеими сторонами. Банк выступает в роли независимого посредника: мы гарантированно заплатим поставщику, если будут выполнены условия контракта, отраженные в аккредитиве. Все эти факторы положительным образом влияют на развитие торговли и укрепление экономических связей между сторонами.

В Альфа-Банке мы организовали процесс таким образом, чтобы работа с инструментом была максимально комфортна как покупателю, так и поставщику. Досрочный платеж не потребует сложного и длительного оформления – поставщику не нужно заключать отдельные соглашения с банком (достаточно подать в банк заявление), а сам досрочный платеж по аккредитиву осуществляется без непосредственного участия покупателя. Для ускорения процессов отдельный фокус мы делаем на цифровых решениях.

Как грамотно выбрать цифровое решение для оптимизации работы с аккредитивами? Что следует учесть при выборе?

Условно цифровые решения можно разделить на две функциональных группы.

Первая – удобство для приказодателя при работе с банком. Это, прежде всего, подача заявления в электронном виде, удобство и комфорт при заполнении формы заявления, скорость его доставки в банк и обработки системами банка.

Цифровое решение должно иметь интуитивно понятный интерфейс, чтобы оператор быстро и без ошибок мог заполнить все необходимые условия аккредитива. Умная система самостоятельно подгрузит информацию из справочников, даст человеку подсказки и необходимые пояснения по опциям.

Конечно же, система должна уметь помочь заполнить заявление от простых аккредитивов (например, на покупку недвижимости на территории России) до сложных международных.

И, с точки зрения обеспечения комфорта, клиент должен иметь возможность легко получать информацию о текущем статусе сделок и обработки документов, видеть и анализировать свой портфель целиком, посмотреть в одном месте все даты платежей (формировать платежный календарь). Одним словом, всё взаимодействие с банком должно быть удобным образом скомпоновано в едином месте.

Важным фактором является и возможность работы в том же самом интерфейсе с входящими аккредитивами, где клиент выступает уже в роли бенефициара. И это вторая важная компонента хорошей цифровой системы – сервисы для бенефициара. Здесь основным критерием является возможность оперативного получения информации и удобство ее обработки. Клиент должен в удобном виде получить доступ ко всем полученным (авизованным) аккредитивам, выгрузить данные для импорта в учетные корпоративные системы.

На сегодняшний день особую актуальность имеет умение банка доставить аккредитив до бенефициара в электронном виде, используя альтернативные системы коммуникаций – СПФС, ЭДО. Мы, например, внедряем процессы доставки электронных аккредитивов, подписанных ЭЦП напрямую, минуя авизующие банки. Получив такой аккредитив, клиент может верифицировать электронную подпись, проверить ее действительность. И в обратную сторону: если соответствующее условие есть в тексте аккредитива, бенефициар может представить электронное требование платежа напрямую нам – эмитенту и получить оплату, избежав пробега бумажных документов. Но, конечно, эта возможность будет обусловлена спецификой конкретной сделки, когда и продавца, и покупателя обоюдно устроит оплата против электронных документов. Пока это не очень распространенная практика, но участники рынка, стремясь к оптимизации своих бизнес-процессов, всё чаще приходят к пониманию необходимости переходить на электронный документооборот, в том числе и при работе с банками.

Алиса Попова


Комментарии

Защита от автоматических сообщений