• Сегодня 23 ноября 2024
  • USD ЦБ 102.58 руб
  • EUR ЦБ 107.43 руб
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Седьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
Подборка подарков на новогодние праздники от издательства «Архипелаг»
Одиннадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/cfo_russiaru

Светлана Можаева, Familia: «Наша ID-система дала возможности для безболезненного масштабирования бизнеса»

01.11.2018

Светлана Можаева, Familia: «Наша ID-система дала возможности для безболезненного масштабирования бизнеса»

Светлана Можаева, заместитель генерального директора Familia и спикер Восьмого форума финансовых директоров ритейла, FMCG и ресторанного бизнеса Retail CFO 2018, рассказала CFO Russia о том, как особенности сегмента off-price влияют на взаимодействие с поставщиками, а также поделилась опытом использования ID-системы.

Как особенности сегмента off-price влияют на взаимодействие с поставщиками?

Off-price-сегмент – это сектор высочайших скоростей, в том числе в области взаимодействия с поставщиками.

Как работает наш бизнес: мы закупаем у брендодержателей по всему миру, их дистрибьюторов и фабрик на специальных условиях нереализованный или избыточный товар, остатки коллекций из шоурумов, упраздняемых магазинов. Все это мы продаем в своей сети с минимальной наценкой, предлагая максимальную ценовую выгоду для покупателя. Обеспечение такой работы требует высокой скорости и технологичности.

В отличие от регулярного ритейла, мы не можем знать заранее, какой именно товар и в каком объеме «зайдет» к нам. Мы умеем прогнозировать потребности определенных товарных категорий и групп на конкретную дату, неделю, месяц. Но мы не знаем, у какого поставщика мы закупим товар, какого конкретно фасона, цвета, размера будет та или иная вещь, в каком количестве будет определенный артикул – в одном или в ста экземплярах.

Соответственно, мы не можем заранее присвоить товару артикул, определить цену, объем поставки на конкретный магазин и тем более подготовить ценники. В этом наше существенное технологическое различие с регулярными fashion-ритейлерами, которые задолго до поставки знают, какая у них будет коллекция. Каждая вещь поступает к ним упакованной и уже с ценником. Им известно количество артикулов.

У нас в силу специфики сегмента совсем иная картина: огромное количество поставщиков из разных стран, разговаривают на разных языках, и у них разное определение размерных рядов. Более 2000 поставщиков, и у каждого своя система «описания» единицы товара. А у нас этих артикулов в активном обороте – около 2 млн.

Только за 9 месяцев этого года мы приняли порядка 5000 поставок – более 40 млн единиц товара. Их все нужно обработать. И при этом держать скорость, потому что с точки зрения поставщика наши преимущества – в быстрой реакции на предложение, готовности покупать много и сразу, оперативно оплачивать и забирать товар. А также быстро запускать в розницу и продавать – а значит, снова быть готовыми к закупке. Очевидно, что у нас есть свои «фишки», которые позволяют держать эту скорость. Более того, обеспечивать потенциал для роста – экстенсивного и интенсивного.

Как вам удается со всем этим справляться?

Одна из таких «фишек» – технология умной идентификации, которую мы сами разработали и запатентовали. Она работает в нашем распределительном центре. Без нее работа с таким объемом и многообразием товара была бы невозможной. В какой-то момент мы бы остановились в развитии.

Система пропускает через себя каждый конкретный товар, на основании целого ряда параметров идентифицирует его, выводит ценник и назначает конкретный магазин, который больше всего нуждается в этой единице. На «выходе» товар также получает номер коробки, партии, дату отправки в торговую точку. И весь процесс идентификации занимает у системы всего несколько секунд.

Фундаментом эффективной работы нашей ID-системы стало серьезное взаимодействие с поставщиками, основанное на доверии и понимании взаимовыгодной синергии. Ведь чтобы система работала, в нее предварительно нужно загрузить целый ряд данных, правильно их интерпретировать и адаптировать для использования.

Чтобы унификация проходила быстрее и точнее, мы должны получить набор данных от поставщика. И такая коммуникация крайне важна. Поставщикам нужна уверенность, что мы корректно используем их информацию. Степень нашего взаимного доверия настолько высока, что в подавляющем большинстве случаев мы получаем от них все необходимые данные. Мы пришли к этому постепенно, выстраивая партнерские отношения с каждым поставщиком.

Как появилась идея разработки такой системы?

Технология рождалась постепенно. Сначала на уровне «нужно срочно что-то делать, иначе не сможем развиваться». Потом были первые шаги, тестирования, обсуждения. Ведь для роста необходимо меняться, стать более технологичными и быстрыми. Когда у тебя 5-10 магазинов, локализованных на одной географической территории, ты можешь управлять поставками практически вручную: не спеша договариваться о поставке, спокойно вести перечень товаров и, что называется, «знать в лицо» каждую единицу.

Когда у тебя тысячи поставщиков со всего мира, миллионы артикулов, сотни магазинов по всей стране, спасут только выстроенная система и технологии. Причем система начинается с подходов к взаимодействию с поставщиками – это первая ступень на пути к эффективности. Мы научились получать, обрабатывать, идентифицировать и использовать гигантские объемы информации по товару из разных систем поставщиков.

Когда ты большой, ты вынужден быть технологичным – в логистике, коммуникациях, анализе данных. И здесь нужно искать ту идею, которая поможет быть гибким, несмотря на объем. Мы ее нашли и внедрили, и это здорово помогло нам развиваться без потери эффективности.

Как Вы оцениваете бизнес-эффект ID-системы?

Эффект сложно недооценить. Возросла скорость обработки товаров на складе, повысилась точность определения розничной стоимости товара, выгоды для покупателя и попадания в его потребности. Технология дала нам возможности для безболезненного масштабирования бизнеса. За сутки наш распределительный центр обрабатывает огромное количество единиц товара. Оборачиваемость с момента приемки до момента отправки товара в магазин составляет около двух суток.

Наша технология также позволяет нам постоянно наращивать количество поставщиков, расширять их географию. Мы работаем уже с более чем 40 странами мира – от Бразилии и Канады до Индонезии и Австралии. Сейчас у нас уже 234 магазина и более 300 тысяч квадратных метров площади под управлением. Мы растем практически еженедельно: с начала года открыли 42 магазина и до конца года откроем еще ряд.

Кроме того, по грубой оценке, технология позволяет нам экономить 3,5-4% от выручки.

Задать свои вопросы Светлане и узнать больше об опыте Familia вы сможете на Восьмом форуме финансовых директоров ритейла, FMCG и ресторанного бизнеса Retail CFO 2018, который состоится 8-9 ноября 2018 года.

Анастасия Алешина


Комментарии

Защита от автоматических сообщений