• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://vk.com/cforussia

Карьера CFO в посткризисный период: предпринимательство

19.04.2010

Мы уже писали об изменении функционала CFO во время экономической рецессии, а также о дауншифтинге. На этот раз предлагаем еще одну историю, связанную с карьерным путем финансового директора. На этот раз речь пойдет о предпринимательстве. Олег Мосеев, в течение ряда лет занимавший позицию CFO ГК «АвтоСпецЦентр», покинул свою должность и организовал собственный бизнес.

Олег Мосеев: «Открывать бизнес просто для того, чтобы почувствовать себя собственником, - это утопия»

Решение уйти с позиции финансового директора компании «АвтоСпецЦентр» я принял около месяца назад. Вариантов в «АвтоСпецЦентре» было два: либо продлевать контракт, но уже в другом качестве в рамках отдельного проекта, либо расставаться. Было также предложение от другой крупной компании, работающей на авторынке. Но я выбрал совершенно другой вариант – создать свой бизнес в сфере управленческого и юридического аутсорсинга и консалтинга. Точнее, даже не создать, а уйти в него полностью. Собственно бизнес был создан пять месяцев назад, и мои работодатели не только знали об этом, но и не возражали. За последние двенадцать лет я никогда не работал только в одной компании, всегда занимался сторонними проектами, и возможность такого совмещения была одним из условий при найме в «АвтоСпецЦентр».

Еще два-три года назад у меня не было желания настолько серьезно заняться собственным делом. Мотивация была следующая. Во-первых, за несколько лет работы в крупном бизнесе я привык оперировать суммами в десятки и сотни миллионов долларов, а собственный бизнес, особенно поначалу, предполагает существенно меньший масштаб задач. Кроме того, крупная компания обеспечивает публичный статус: тебя считают одним из основных экспертов, просят дать комментарий, написать статью. Это, чего греха таить, приятно.

Во-вторых, будучи наемным менеджером, я к определенному моменту выстроил работу своей службы так, что у меня была возможность выключить мобильный телефон на время отпуска. То есть, пришло осознание, что система выстроена, и за несколько дней ничего катастрофического не случится. К этому я шел десять лет, но последние два года, занимаясь любимым дайвингом, не брал телефон под воду, чтобы немедленно после всплытия ответить на пропущенные вызовы. Если же ты начинаешь бизнес с нуля, становится ясно, что скорее всего, будешь занят практически круглосуточно.

Однако за эти два-три года мои личные приоритеты успели измениться. Я понял, что смогу совершенно спокойно жить, понимая, что от меня не зависят тысячи человек и судьба кредитных линий в десятки миллионов долларов. Вопрос публичности решается присутствием грамотного пиар-менеджера, который продолжает на меня работать и поддерживать интерес ко мне как к эксперту. И вообще наступил момент, когда я понял, что лучше буду «первым парнем на деревне, чем вторым в городе». А дальше нужно просто решиться на этот шаг.

При этом, обязательное условие для этого шага – четкое понимание того, чего же ты хочешь. Создавать абы какой бизнес – не вариант. У меня, например, есть хороший знакомый, который вот уже два года хочет уйти из наемных менеджеров в собственный бизнес, но не понимает, чего же точно он хочет. Каждую неделю у него рождается новая идея, но ни одна из них пока не превратилась в проработанную концепцию. Открывать бизнес просто для того, чтобы почувствовать себя собственником, - это утопия. Надо идти от уверенности в том, что ты сможешь создать конкретный продукт, который будет успешен.

В моем случае такая уверенность была, а продукт, который моя компания готова предложить рынку - это аутсорсинг управленческих и юридических услуг. Этот рынок в России абсолютно не освоен. Дело в том, что на развитых рынках от 60-90% компаний отдают эти функции на аутсорсинг, а согласно российской статистике максимум 15% компаний пользуются услугами аутсорсеров. Таким образом, изначально было понимание емкости рынка. Конечно, в России если и не изобретают велосипед, то зачастую пытаются видоизменить колесо. Пытаются ездить на квадратных колесах, а когда понимают, что не очень-то получается, все равно не сразу переходят на круглые – некоторое время экспериментируют с треугольными. Но в результате мы все равно придем к тем практикам, которыми пользуются наиболее успешные мировые компании. А они не ведут самостоятельно ни бухгалтерский, ни кадровый учет, не содержат огромного штата юристов. Яркий пример – компания Apple, у которой все эти функции находятся на аутсорсинге.

Что касается клиентской ниши, то здесь ситуация такова. Во-первых, есть аутсорсинг для мелкого бизнеса, который просто не в состоянии содержать полноценного бухгалтера. Таких компаний много, но маржинальность такого аутсорсинга крайне невелика. Во-вторых, есть российские дочерние структуры крупнейших мировых компаний, но они традиционно пользуются услугами тех же аутсорсеров, с которыми работают материнские офисы. Пробиться в этот прибыльный сегмент практически невозможно. Мы же выбрали средний сегмент – эта ниша перспективна, поскольку еще никем не занята.

Средний сегмент справедливо считается самым сложным, здесь нелегко вести переговоры. Многие средние компании либо еще находятся в «серой» зоне, либо недавно из нее вышли. Как следствие – клиенты зачастую боятся, что кто-то что-то о них узнает. Тем не менее, есть уверенность в том, что средний бизнес будет становиться все более открытым.

Опыт работы в области продаж автомобилей позволил найти еще одно неожиданное направление для собственного бизнеса. Дело в том, что многие дилерские компании, активно кредитовавшиеся в докризисный период, сейчас меняют собственников – новыми владельцами становятся банки, забирающие бизнес, что называется, за долги. У новых собственников возникает дилемма: с одной стороны, у них нет опыта управления такими компаниями, с другой – они опасаются, что нынешние команды менеджеров, которые по сути довели бизнес до банкротства, в дальнейшем также покажут не лучшие результаты. В итоге родилась идея антикризисного управления такими активами, и недавно успешно завершились переговоры с одним из банков, в чьей собственности оказались проблемные активы. Это, конечно, узко сегментированная услуга, но она позволяет сформировать дополнительное комплексное предложение – подключить аутсорсинг и консалтинг, что представляется вполне оправданным для целей оптимизации бизнеса.

И наконец, третье направление деятельности, оформившееся сравнительно недавно, это юридическая защита физических лиц в части прав потребителя. В России эта ниша также не занята, хотя в США, например, юристы неплохо на этом зарабатывают. К тому же в нашей стране правовая культура как потребителей, так и продавцов настолько низка, что появление квалифицированного арбитра на одной из сторон практически гарантирует успех в суде.

Сейчас бизнес все еще требует инвестиций, но это осознанные вложения. Понятно, что ни один гениальный менеджер не обеспечит выхода на точку безубыточности до момента получения первой зарплаты. Моя позиция состоит в том, что необходимо изначально вкладывать деньги в квалифицированный персонал, в ту команду, которой я могу доверять.

Что касается рабочего графика, то не могу сказать, что он сильно изменился. Конечно, по необходимости я работаю на выходных, но все же могу себе позволить на несколько дней съездить в Барселону – город, который очень люблю. Не вижу смысла в том, чтобы тратить все свое время только на работу. В конце концов, мы зарабатываем деньги в том числе и для того, чтобы обеспечить себе полноценную, насыщенную жизнь.

Александр Зубанов 


Комментарии

Защита от автоматических сообщений