- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва
Отчет о конференции «Стратегический кредитный менеджмент и управление дебиторской задолженностью» (день 2)
20.08.2015
2-3 июля портал CFO-Russia, при поддержке Клуба финансовых директоров, провел конференцию «Стратегический кредитный менеджмент, управление дебиторской задолженностью и кредитным риском». На мероприятии были представлены более 20 подробных практических кейсов от ведущих компаний и актуальная арбитражная практика. Партнером форума стала компания Coface. Представляем вашему вниманию отчет о первом дне конференции.
Первым выступил Алексей Кравцов, председатель арбитражного третейского суда города Москвы, с докладом «Эффективные решения проблемных задолженностей в российских третейских судах». Он представил преимущества третейского разбирательства; рассказал о видах споров, которые могут разбираться в третейских судах. Спикер провел сравнительный анализ расходов на третейский и государственный суды; показал правила обращения в третейский суд и привел примеры судебной практики.
«Недобросовестные и/или неграмотные штатные юристы и юридические компании обычно не хотят, чтобы их фирма судилась в третейском суде.
Чем длительнее и сложнее процесс взыскания задолженностей в фирме, тем больше они зарабатывают и тем выше их ценность.
При обращении в третейский суд их ценность падает, затраты на их содержание становятся неоправданными, так как дела разбираются в сжатые сроки, и решения обжалованию не подлежат.
Но добросовестные и замотивированные юристы быстро обучаются и уже сами предлагают работодателю идти в третейский суд».
Следующим выступил Андрей Мишанов, независимый эксперт, с докладом «Три типа проблемных должников. Как работать с каждым из них». Он представил цикл жизни проблемной задолженности; рассказал о типах должников и особенностях работы с каждым из них. Спикер поделился опытом мотивации ответственных за взыскание задолженности сотрудников и пояснил, как можно избежать проблемы перехода гражданских споров в уголовные дела.
«Существуют три причины появления мертвой задолженности:
- объективные (катаклизм, локальная катастрофа и т.д.);
- мошенничество;
- разгильдяйство ответственных работников.
В связи с этим нужно предпринять следующие действия. Прежде чем возмещать ущерб и списывать задолженность установите причину возникновения и определите ответственных, чтобы в будущем избежать повторения ситуации».
Завершил первую секцию Павел Викулаев, заместитель финансового директора «Ленстройтреста», с докладом «Управление портфелем торговой дебиторской задолженности в компании Ленстройтрест». Он представил задание плановой структуры условий продаж; поделился опытом автоматизации контроля структуры продаж и контроля над расчетами в выданных авансах. Спикер рассказал о системе мотивации, как способе оптимизации денежного потока и контроле над сомнительной ДЗ (дебиторской задолженностью) подрядчиков.
«Коэффициент возмещения выручки проекта определяется по следующей формуле:
Где,
М – общее количество месяцев, в течение которых идут продажи по проекту,
aj – доля выручки по j-го месяца в общей выручке по проекту,
КВВj –коэффициент возмещения выручки j-го месяца».
После кофе-паузы, на которой спикеры продолжили обсуждения поднятых в первой секции вопросов, выступили представители ООО «Нестле Россия»: Елена Ананьева, директор по налогообложению, казначейства и управления рисками, и Юлия Решникова, руководитель отдела по расчетам с покупателями и кредитный контролер. Они провели мастер-класс «Управление кредитными рисками в кризисных ситуациях: инструменты и методы минимизации рисков». Спикеры раскрыли ожидания бизнеса сегодня, отметив, что текущие условия становятся сложными для клиента:
«Сейчас наблюдается снижение финансирования через банки и факторинговые компании. Значительно увеличивается стоимость финансирования (высокая ключевая ставка). Ужесточаются требования к заемщикам со стороны банков и увеличиваются расходы в связи с ослаблением рубля».
Спикеры провели анализ образования дебиторской задолженности; показали этапы работы по предупреждению внешних причин образования задолженности:
«До подписания контракта проверьте надежность будущего партнера с использованием различных ресурсов:
- информационно-аналитические базы, связанные с ЕГРЮЛ/ЕГРИП (Единый государственный реестр юридических лиц/Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей – прим. ред.) – подтверждение факта регистрации, отсутствие признаков неблагонадежности (массовый регистратор/директор, массовый адрес регистрации и т.п.), аффилированность с действующими клиентами (риск увеличения кредитного лимита);
- арбитражный суд (картотека дел) – информация о наличии исков;
- СМИ - информация о банкротстве;
- Федеральная служба судебных приставов – информация об исполнительном производстве».
Спикеры поделились опытом мониторинга деятельности клиентов; представили риски потери дебиторской и кредиторской задолженностей при банкротстве клиента и показали инструменты и методы снижению дебиторской задолженности клиентов. При этом они подчеркнули, что эффективность управления дебиторской задолженностью заключается в комплексном подходе.
Подгорный Андрей, главный специалист отдела управления финансовыми рисками «Аэрофлота», представил доклад «Проверка контрагентов в условиях экономических санкций». Он поделился опытом установления и контроля соблюдения лимитов кредитного риска; представил механизм оценки экономического положения контрагентов; рассказал об особенностях проверки контрагентов в условиях экономических санкций. Также спикер презентовал особенности установления лимитов в отношении отдельных групп контрагентов и рассказал об IT-системе контроля дебиторской задолженности.
«Давайте, на примере Крымских санкций рассмотрим факторы санкционного риска:
- товары или лица Крыма;
- импорт вооружения, товаров двойного назначения, технологий, продуктов питания с территории ЕС в Россию;
- наличие или вероятность применения санкций в отношении участника операции или сделки;
- вид установленных санкционных ограничений;
- участие в сделке, операции или расчетах иностранных лиц;
- наличие санкций страны-эмитента валюты операции в отношении участника».
После обеда выступила Вера Борисова, директор по налоговым вопросам Hewlett Packard в России и СНГ, с докладом «Кредиторская и дебиторская задолженность: налоговые последствия». Она обратила внимание на чистые активы организации и правило «тонкой капитализации»; рассказала о значительной задолженности (кредиторской или дебиторской) и необоснованной налоговой выгоде. Спикер показала, как можно взять налоговый кредит при невозможности произвести оплату налоговых обязательств и рассказала об отрицательных чистых активах, как угрозе ликвидации.
«Отрицательные чистые активы – это угроза ликвидации.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (ФЗ РФ от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об ООО»). Аналогичная норма установлена для акционерных обществ.
Так, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств общества и возмещения им убытков; а орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц вправе предъявить требование в суд о ликвидации общества.
Налоговые органы наделены правом предъявлять в суде иски о ликвидации организации любой организационно – правовой формы по основаниям, установленным российским законодательством (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» и п. 2 ст. 25 ФЗ РФ от 08.08.01г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Правоприменительная практика по данному вопросу противоречива, но чаще всего складывается в пользу юридического лица».
После выступления спикеров состоялся круглый стол «Эффективные методы работы с проблемными долгами», в которой приняли участие Полина Демичева, финансовый директор «Хоум Центра»; Людмила Клименко, руководитель по взысканию дебиторской задолженности клиентов «МегаФон»; Татьяна Сомова, финансовый директор «Рико»; Алексей Лушин, начальник Управления корпоративными финансами «Уралвагонзавод». Участники обсудили следующие вопросы:
- признаки долговых проблем;
- процесс взыскания и особенности работы с проблемными долгами;
- профилактика возникновения долгов.
Затем Сергей Калинин, финансовый директор MacСoffee, рассказал о способах оценки платежеспособности контрагентов и выставление кредитных лимитов. Он показал, с чего следует начать работу по установлению кредитного лимита клиенту; обратил внимания на нюансы знакомства с бизнесом клиента: оборот, количество лет на рынке, количество сотрудников, основные клиенты, основные поставщики, складские остатки, количество компаний в группе, срок жизни юридических лиц. Спикер показал, как нужно работать с финансовой отчетностью клиента; рассказал о взаимодействии отдела продаж и финансового отдела при установлении кредитного лимита на клиента, а также поделился опытом мотивации клиентов и сотрудников отдела продаж на своевременный возврат дебиторской задолженности.
«Что может показать финансовая отчетность клиента и что она может скрывать? Финансовая отчетность является очень важным элементом при принятии решения об установлении кредитного лимита и отсрочки платежа на клиента. Но в тоже время, не стоит переоценивать её значение.
Оценка достоверности отражения финансового состояния клиента в его финансовой отчетности:
- наличие аудиторского заключения;
- групповая отчетность;
- реструктуризация компании.
Основные контрольные точки, которые нужно учесть при анализе финансовой отчетности клиента:
- соотношение собственных и заемных средств;
- капитал компании;
- прибыльность компании;
- задолженность по кредитам перед банками;
- наличие открытой валютной позиции».
Завершил конференцию Григорий Белов, старший менеджер по развитию процессов взыскания дебиторской задолженности в компании «МегаФон», с докладом «Повышение эффективности взыскания за счет автоматизации». Он рассказал, почему компания может получить проблемы вместо результата? Спикер представил правильный подход к автоматизации (идти от целей к продукту) и критерии оценки ее успеха. Он поделился опытом сегментирования абонентов, стратегиями взыскания и планами работ, а также резентовал показатели и KPI’s.
«Критерии успешности автоматизации:
- целенаправленность. Автоматизация повышает степень достижения бизнес-целей;
- непрерывность улучшений. Происходит упрощение, ускорение и в итоге удешевление процессов;
- достоверность данных. Автоматизация обеспечивает измеримость результатов, доступность и надежность результатов измерения;
- решения на основе информации. Управление и улучшение деятельности основываются на данных автоматизированных систем».
Модератором конференции стала Людмила Клименко. Благодаря ей на протяжении всего форума поддерживалась непринужденная атмосфера, звучали комментарии, а иногда и конструктивная критика некоторых вопросов; активно обсуждались не только основные темы докладов, но дополнительные проблемы, возникающие при работе с дебиторской задолженностью.
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru
Отчет о первом дне конференции
Текст: Ирина Экзархо
Фото: Тэодолус Сунарджая
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии