- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва -
5 декабря 2024 года
Москва -
6 декабря 2024 года
Москва -
11 декабря 2024 года
Москва -
12 декабря 2024 года
Москва -
13 декабря 2024 года
Москва
Отчет о Третьем «Форуме финансовых директоров строительной отрасли» (день 2)
20.03.2015
26-27 февраля портал CFO-Russia.ru, при поддержке Клуба финансовых директоров, провел Третий «Форум финансовых директоров строительной отрасли (строительство и девелопмент)». На мероприятии выступили более 30 финансовых директоров и специалистов из крупнейших компаний. Партнером форума стала ЭТП «СтройТорги». Представляем вашему вниманию отчет о втором дне конференции.
Первым выступил Игорь Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности в Министерстве Финансов. Он презентовал доклад «Особенности бухучёта в строительстве. Отмена отраслевого международного стандарта IAS 11 с принятием нового стандарта по выручке IFRS 15». Спикер рассказал об актуальных для бухгалтерского учёта особенностях строительной отрасли. Обратил внимание на продажу строительных услуг в течение промежутка времени. Он раскрыл проблемы признания выручки по мере готовности проекта. Описал новые подходы к признанию и оценке выручки в соответствии с IFRS 15. Спикер также рассказал об учете договоров строительного подряда в соответствии с IAS 11 и ПБУ 2, и акцентировал внимание на «побочных» активах и обязательствах, возникающих при учёте договоров на строительство.
«Иногда компания несет затраты до подписания договора. Например, чтобы выделиться на фоне конкурентов и не идти на переговоры с пустыми руками, она проводит проектные работы. С этими затратами всегда были проблемы. С одной стороны компания может понести затраты и не заключить договор. Тогда получиться, что эти затраты никак не связаны с будущими периодами, значит, их нужно признавать текущими расходами. С другой стороны, если компания получила контракт, затраты связываются с будущим, а не с текущим периодом. IFRS 15 решает эту проблему. Вышеуказанные расходы признаются активами компании. Конечно же, если они удовлетворяют условиям, указанным в стандарте. Недостаток стандарта – отсутствие названия этого вида активов».
С фокус-докладом «Налоговые нововведения и их практическое применение в строительной отрасли» выступила Юлия Батарова, финансовый директор СИТИ ХХI век. Она рассказала об основных нововведениях, которые принес 2014 и 2015 годы. Спикер провела налоговый мониторинг и огласила его результаты, обратив внимание участников на увеличение полномочий налоговых органов. Юлия раскрыла основные риски, поджидающие девелоперов; описала последствия политики деофшоризации. Также в рамках доклада она детально описала механизм взаимодействия налоговой службы и строительных и девелоперских компаний.
«Хорошие новости, касающиеся налога на имущество. Во-первых, жилые квартиры и жилые помещения не попали под обложение по кадастровой стоимости в 2015 году (в Законы Москвы и МО «О налоге на имущество» не внесли соответствующее изменение). Во-вторых, Московская область обложение по кадастровой стоимости нежилых помещений (НЖП), расположенных в многоквартирных домах, на 2015 год также не ввела. В-третьих, по Москве утвержден перечень объектов (включая перечень нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах), облагаемых с 2015 года по кадастровой стоимости. И последнее, по нормам НК РФ – если объекта (или НЖП, расположенного в многоквартирном доме) нет в Перечне, то он продолжает облагаться по остаточной стоимости».
Продолжил тему первой секции, «Налоговое и государственное регулирование в строительной отрасли», Владимир Попов, финансовый директор ИСК «ФОРТ». Спикер рассказал о налоговом аспекте проблем структурирования сделок в 2015 году. Он раскрыл основные тенденции международного налогового планирования и основополагающие документы 2014-2015. Владимир перечислил мероприятия Плана по BEPS (план из 15 мероприятий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли в низконалоговые юрисдикции – прим. ред.), имеющие наибольший эффект для международных структур строительной отрасли. Также спикер акцентировал внимание на основных изменениях в налоговом планировании и определении зон риска. Он описал высоко-рисковые «фрагменты» международных структур финансирования, а также отметил арбитражную практику по выявленным зонам риска.
«Зоны риска, связанные с основными изменениями в налоговом законодательстве, можно разделить на две группы: риски зарубежной части международных структур и риски российских налоговых резидентов. Первая группа рисков включает в себя:
- присутствие в структурах холдингов компаний с недостаточным «деловым» присутствием в соответствующей юрисдикции:
- наличие номинальных директоров;
- недостаточная квалификация директоров и ключевого персонала, несоответствие квалификации директоров профилю деятельности компаний;
- отсутствие собственного персонала, массовый (по всей зарубежной части группы компаний) аутсорсинг персонала у сервисных провайдеров-третьих лиц;
- недостаточно четкое распределение или «дублирование» функций компаниями различных юрисдикций в группе;
- отсутствие системного подхода при анализе функций компаний в группе, осуществляемого органами управления всей группы компаний (Правлением или Комитетами Совета директоров материнской компании группы);
- массовое совершение и одобрение сделок не в соответствующей юрисдикции (например, сделки с участием нерезидента, представляемого гражданином РФ по доверенности с неограниченными полномочиями, на территории РФ)».
В рамках второй секции выступил Марат Ибрагимов, аналитик БКС, с докладом «Аналитика и прогноз рынка: взгляд инвестора». Спикер привел результаты анализа макроэкономики, мирового фондового рынка, рынка акций в России. Он показал риски, с которыми столкнутся инвесторы в текущем году, а также обратил внимание, какие компании будут для них интересны.
«Сегодня инвесторы сталкиваются с серьезными макроэкономическими, отраслевыми и регуляторными рисками. Среди первой группы выделяются: рецессия экономики, дальнейшее падение рубля, широкомасштабный банковский кризис, ухудшение условий кредитования, ускорение инфляции, усиление санкций. Отраслевых рисков не так много, но они не менее существенны: усиление рыночной конкуренции, «каннибализация» трафика собственными магазинами, слабая инфраструктура отрасли, излишнее внимание органов власти. И наконец, последняя группа рисков – регуляторные. К ним относятся: слабая законодательная база в части регулирования отрасли, федеральный «Закон о торговле», попытки дополнительного регулирования со стороны региональных властей и ограничение цен и наценок на товары со стороны исполнительной власти».
Оценку среднесрочных перспектив развития рынка торговой недвижимости в российских регионах на 2015-2017 годы дал Олег Рыжов, генеральный директор ROSS Group. Спикер описал векторы развития торгово-развлекательной недвижимости в российских регионах. Поделился прогнозом трендов развития проектов. Кроме того, он перечислил наиболее востребованные в ближайшее время форматы ТРЦ и наиболее перспективные регионы для роста.
«Существуют три категории регионов, отличающиеся по перспективам развития торговой недвижимости:
- Москва и Санкт-Петербург;
- Регионы, перенасыщенные качественными торговыми площадями;
- Регионы с чрезвычайно низким показателем насыщенности торговыми центрами.
Характерные особенностями первой категории являются:
- перенасыщение рынка городов крупными «суперрегиональными» объектами;
- низкая наполненность торговых центров на момент открытия (вакантными на момент открытия остаются до 60% площадей);
- отсутствие качественных магазинов шаговой доступности;
- высокий доход на душу населения (около 55 тыс. руб.);
- снижение покупательской активности населения (не путать с покупательской способностью)».
Тему второй секции, «Антикризисное управление и управление рисками» продолжил модератор первой и второй секции Сергей Чадин, финансовый директор Монолит Групп. Он представил доклад «Beyond Budgeting в строительстве: от модной теории к антикризисной практике». Спикер рассказал историю Beyond Budgeting, обратив внимание на цели создания проекта и его реализацию. Он выделил сегодняшние предпосылки изменений бюджетного процесса в строительстве и постарался ответить на вопрос «Beyond Budgeting: модный инструмент или реальный шанс повысить бюджетную эффективность?». А также спикер рассказал, как использовать преимущества, не забывая при этом о недостатках.
«Первый принцип управления Beyond Budgeting или ВВ – установление повышенных целевых заданий, направленных на достижение относительного улучшения. Принцип №2 – базирование оценки и вознаграждения на относительных соглашениях об улучшении с ретроспективной точки зрения. Третий принцип – превращение планирования действий в постоянный и всесторонний процесс. Четвертый – нужно сделать ресурсы доступными по мере необходимости. Принцип №5 – это координация действий в масштабе компании в соответствии с превалирующим спросом покупателей. И последний, шестой, принцип – базирование механизмов контроля на эффективных принципах руководства и наборе относительных показателей эффективности».
Следующим выступил Андрей Иванов, директор по контролю стандартов управления проектами в ОАО «Стройтрансгаз», с докладом «Управление рисками строительных проектов как инструмент защиты интересов акционеров компании-генподрядчика». Он показал модель отложенного признания прибыли. Также спикер раскрыл базовый подход к управлению рисками, детально описав их циклы, и дал рекомендации по эффективному управлению данной системой.
«К примеру, риски задержки согласования первичной документации, другими словами, длительное оформление исполнительной документации. В таких случаях я бы рекомендовал, во-первых, штрафные санкции за несвоевременное оформление документов. Во-вторых, возможность аутсорсинга работ по комплектации исполнительной документации с последующим формированием папки для органов Госстройнадзора».
Третью секцию открыла Татьяна Шелягина, управляющий партнер KASKAD Family, с докладом «Основные моменты при формировании управленческого учета в строительстве». Спикер рассказала, к чему приводит отсутствие в компании управленческого учета. Также она раскрыла особенности учета в строительстве и проектной деятельности. Татьяна описала полученный опыт своей компании в выборе программного продукта, в формировании справочников, в проверочных отчетов, и в других отраслях.
«Учет в строительстве имеет ряд особенностей:
- пообъектный, узловой учет;
- учет материалов (необходимость справочников, унифицированных наименований, учета поставок);
- определение принципов списания материалов (списание по смете и по факту);
- вспомогательные материалы;
- учет необходимо «подпитывать» данными регулярной инвентаризации;
- использование внутренних расценок на все виды работ;
- нормирование общепроизводственных и общепроектных расходов;
- определение сроков по выполнению, предоставлению форм отчетности управленческого учета».
Опытом применения различных инструментов контроля себестоимости поделился Виктор Кофтанюк, финансовый директор ГК «САПСАН». Спикер рассказал о важности постановки задачи для управления эффективностью. Он описал метод и алгоритм управления эффективностью, а также на примере показал стандартный подход к налаживанию данного процесса. Спикер раскрыл основные принципы и идеи управления эффективностью, и показал, насколько важен фактор «Время» и как его правильно оценить.
«К основным принципам управления эффективностью относятся следующие:
С завершающим докладом выступил Виталий Андреев, вице-президент по экономике и финансам в Евракор. Он рассказал о построении централизованного казначейства в строительной компании. Спикер объяснил, почему централизованное казначейство сейчас особенно актуально для строительных компаний. Он детально описал алгоритм централизации казначейских функций, обратив внимание на некоторые особенности работы казначейства в строительной компании. Спикер ассказал, как рассчитать средневзвешенную ставку привлечения средств; и показал алгоритм реализации расчетной и контрольной функций централизованного казначейства на базе автоматизированной системы.
«В работе казначейства в строительной компании есть некоторые особенности. Например, наличие авансирования в строительных контрактах и сезонность производства работ приводят к неравномерности поступлений и расходования – периоды профицита чередуются с периодами дефицита средств. Поэтому cash-management весьма актуален. Кроме того, у застройщиков усложнены контрольные функции, а проектный характер строительства обуславливает необходимость определения средней ставки заимствования для адекватного отнесения расходов и определения экономики проекта. Следует обратить внимание на то, что, если компания жестко придерживается принципов целевого проектного финансирования, когда средства одного проекта используются исключительно в его рамках, определение расходов на финансирование труда не составляет. Но на практике, особенно в текущих условиях дефицита ресурсов и снижения ликвидности залоговых активов, казначейство управляет общим «котлом» денежных средств. Кредит может привлекаться для одного проекта под залог активов второго и временно и частично использоваться в третьем».
Отчет о первом дне конференции
Текст: Ирина Экзархо
Фото: Тэодолус Сунарджая
Наши конференции:
- Вторая конференция «Управление налоговыми рисками»
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Комментарии