- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
12-13 ноября 2024 года
Москва -
14-15 ноября 2024 года
Москва -
19 ноября 2024 года
Онлайн -
21-22 ноября 2024 года
Москва -
27-29 ноября 2024 года
Ярославль -
26 августа 2024 года по 5 декабря 2024 года
Москва
Екатерина Захряпа, Whirlpool: «Сейчас постоянный и регулярный мониторинг всех контрагентов, а не только новых, становится еще важнее»
10.03.2023
Екатерина Захряпа, экс-CFO Whirlpool и спикер Девятнадцатой конференции «Централизованное казначейство», рассказала CFO Russia про особенности управления рисками при взаимодействии с новыми контрагентами.
Что, на ваш взгляд, должна включать в себя эффективная проверка новых контрагентов?
Для эффективной проверки следует исходить, прежде всего, из тех рисков, которые вы пытаетесь предотвратить. Как правило, это налоговые, операционные, риски мошенничества (откатов, сговоров, конфликта интересов и т.п.), а также очень актуальные на сегодняшний день риски попадания компаний под санкции недружественных стран.
Минимизация налоговых рисков/концепция должной осмотрительности – это, наверное, самая популярная тема сегодня. Можно обратиться к сайту ФНС и их разъяснениям по «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Там указаны основные критерии, на которые стоит обращать внимание: слишком низкая для отрасли налоговая нагрузка, постоянные убытки, частое изменение адреса и, соответственно, налоговой инспекции, массовость адреса регистрации, отсутствие необходимых активов для оказания услуг по договору и т.п.
Минимизация операционных рисков – например, того, что контрагент вдруг начнет ликвидироваться/банкротиться и свои обязательства перед вами выполнять не будет. Это, как правило, проверка компаний на продолжающиеся убытки, нахождение в листах банкротства и ликвидаций.
Минимизация рисков мошенничества – конечно, 100% вы не предотвратите и не выявите. Но на кое-какие моменты, вроде слишком большой доли вашей компании в выручке контрагента, либо на то, что контрагент был создан прямо перед началом работы с вами, обратить внимание точно нужно.
Санкционные риски – сейчас они релевантны, прежде всего, для международных компаний. Если вы заранее не проведете соответствующую проверку, в последний момент может оказаться, что головной офис не дает вам добро работать с новым контрагентом.
На практике многие из перечисленных рисков пересекаются. Например, компания работает в основном с вами (вы для нее – 80% ее общей выручки), показывает постоянные убытки, при этом часто меняет адреса и налоговые и находится по массовому адресу регистрации.
Каковы самые распространенные ошибки при взаимодействии с новыми контрагентами?
Исходя из своего опыта, я бы выделила следующее:
Проверять только новых контрагентов. То есть финансовая и юридическая служба проверили компанию при выборе нового поставщика, и вроде все у нее было нормально. Мы начали с ней работать и на этом успокоились. И что происходило с компанией последние 10 лет, которые мы вместе работали, – уже никого не интересует. А происходить может многое. Вот два примера из жизни.
Агентство мерчандайзеров, когда мы его выбирали, работало еще с несколькими компаниями с неплохими отзывами. А если мы проверим его теперь, после 6 лет работы, оказывается, что выручка у него резко упала, работает оно в основном с нашей компанией, а при ближайшем рассмотрении видим, что в нескольких случаях наши бывшие сотрудники уходили работать туда. Это может указывать на слишком тесные связи и неоправданное ценообразование услуг.
Или – известное аутсорсинговое агентство создало новое юридическое лицо, чтобы работать с нашей компанией. Мы это агентство знаем и спокойно новое юрлицо пропустили. А потом оказывается, что за последние 5 лет это юрлицо сменило налоговую три раза, постоянно показывало убытки, а в их отчетности есть явные признаки фиктивных затрат.
Делать формальные проверку. Под этим я подразумеваю: запросили устав, другие учредительные документы, проверили ЕГРЮЛ, получили по почте скан паспорта руководителя, массовость адреса, и на этом проверка закончилась. Это, действительно, формальные критерии – например, массовость адреса сама по себе ни о чем не говорит. Когда мы делали проверку более 1000 поставщиков, массовый адрес был больше чем у половины, так как все находятся в бизнес-центрах.
При таком подходе можно пропустить очень много рисков. При обилии информационных ресурсов сейчас и открытости многой информации в России (по моему опыту, этот уровень открытости один из самых высоких в Европе!), обидно это преимущество не использовать. Множество агентств предлагают услуги в этой области. Можно проверять и по бесплатным ресурсам, но для средне-больших компаний это слишком трудозатратно, и, если контрагентов много – нереально.
Не встраивать проверки в системный процесс подписания контракта/введения поставщика в систему. Здесь все просто. Процесс должен быть выстроен в самих ERP-системах (SAP и 1С, и надстройки к ним), чтобы при негативных результатах проверки была невозможна ситуация, когда отдел закупок «не услышал, не понял, забыл» и все равно ввел поставщика в систему. Это нивелирует все предыдущие усилия. Поэтому в системах компании подписание договора должно «проходить» только после согласования проверки контрагента.
Ваш совет другим компаниям: как в условиях новой реальности выбирать надежных контрагентов?
На мой взгляд, по-прежнему работают все принципы, описанные выше.
Конкретно для текущих условий добавлю: сейчас постоянный и регулярный мониторинг всех контрагентов, а не только новых, становится еще важнее. Изменения происходят, как мы видим, со страшной скоростью. И тут, конечно, уже ручными средствами не обойтись. Средне-большим компаниям я бы все-таки посоветовала использовать услуги агентств по автоматизированным проверкам в режиме реального времени.
А также, если вы занимаетесь этой темой, отвечаете за нее, старайтесь ходить на внешние конференции, общаться с экспертами, чтобы знать последние новости и предложения на этом рынке. Так вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас и не слишком дорогой вариант. Есть спрос на управление рисками при выборе контрагентов – есть и предложение.
Задать свои вопросы Екатерине и узнать больше об опыте Whirlpool вы сможете на Девятнадцатой конференции «Централизованное казначейство», которая состоится 14-15 марта 2023 года.
Мария Кириченко
Наши конференции:
- Восьмая конференция «Управление рисками в промышленности»
- Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
- Четырнадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Сорок пятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Четырнадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025
Комментарии